Эксперты: в детсадах и школах Ростова детей кормят фальсификатом

0
239

Качество поставляемой продукции никто не проверяет

Дети в детских садах и школах Ростова едят продукты неизвестного происхождения и сомнительного качества. К такому выводу пришли эксперты в ходе круглого стола, состоявшегося в медиацентре «МедиаС». Обсудить проблему некачественного питания в образовательных учреждениях согласились крупные производители продуктов, а также вице-президент Торгово-промышленной палаты Светлана Абдулазизова. Журналист donnews.ru попытался разобраться в ситуации.

Почему об этом заговорили сейчас?

Поводом для беседы стал недавний скандал в Волгодонске, где из-за сомнительных закупок продуктов питания в детские сады и школы была уволена начальник управления образования Анна Пустошкина. После назначения ростовчанки на должность продукты стали закупаться по прямым договорам с ростовскими поставщиками, а не на конкурсной основе, как это было ранее. В местных СМИ разгорелся скандал, когда из-за перебоев с поставками дети остались без обеда и были распущены по домам, а местные же предприниматели, ранее поставлявшие продукты в образовательные учреждения, заявили, что закупки проведены по завышенным ценам.

В результате проверки контрольно-счётной палаты Волгодонска выяснилось, что: по 12 позициям цены были выше на 10%, по 8 — на 20%, по 5 позициям превышение составило более 60%, а по двум — до 80%. Если бы закупки совершались по более низким ценам, потенциальная экономия составила бы около 35 млн рублей. 

После скандала и возник вопрос об эффективности закупок в сфере детского питания, а также о его качестве.

Как проводятся закупки для школ и садиков и почему в них не побеждают проверенные производители?

Способ закупки определяет заказчик, чаще всего в этом качестве выступает сам директор садика или школы. Как сообщил гендиректор ООО «Млечный путь» Владимир Килафян, 80% закупок в Ростове проводится без конкурса по прямым договорам. В прошлом году проводился лишь один совместный аукцион на закупку продуктов для образовательных учреждений Ворошиловского района. И то только по двум позициям — молоку и кефиру, хотя детям дают и творог, и сметану, и сыры. Однако там победила небольшая фирма, а такой крупный производитель, как «Белый медведь», победить не смог.

А всё дело в том, что при выборе поставщика на 70% принимается во внимание цена, а лишь на 30% — репутация участника. Причём репутация — это не многолетний опыт компании и наличие различных сертификатов, подтверждающих качество продукции, а лишь опыт участия в торгах.

Владимир Килафян также отметил, что производителям зачастую невыгодно поставлять продукты в отдельные детсады — везти по несколько литров того же молока. Поэтому, если бы закупки проводились совместно несколькими учреждениями или по районам, желающих участвовать было бы больше и было бы за что бороться.

Кроме того, в конкурсах чаще всего победу одерживают посредники, а не производители. Потому как в перечне лотов могут содержаться разные продукты. Например, как отметил гендиректор ГК «Тавр» Александр Ремета, его предприятие может поставлять качественные сосиски, колбасы, мясо, а вот, мясо птицы — нет. Такие нюансы также ограничивает участие прямых производителей в торгах.

А что с качеством?

Сразу спойлер: с ним всё плохо. При заключении контрактов с посредниками не указываются конкретные производители по конкретным позициям. То есть указано: сметана, столько-то килограммов. А откуда эта сметана и кто её произвёл, знает только не всегда добросовестный поставщик.

Как сообщил директор по маркетингу и продажам компании «Белый медведь» Денис Афанасьев, поскольку на торгах превалирует вопрос цены, её снижение достигает порой 55%.

— Мы не можем достоверно знать, что за продукция там поставляется. Но, например, если автозаправка предлагает 92-й бензин за 15 рублей, не нужно быть специалистом, чтобы понять, что с этим бензином что-то не так.

Как отметил Александр Ремета, при госзакупках предпочтение должно отдаваться продуктам, произведённым по ГОСТам. Но что на самом деле скрывается за этим понятием?

— Все мы знаем, что самая качественная колбаса — это колбаса, сделанная по ГОСТу. Но зачастую цена на ГОСТ у поставщиков ниже себестоимости производителей. Мы знаем наши издержки, сырьевую составляющую, стоимость и долю мяса, которая должна быть в колбасе. Мы знаем, что за предлагаемую поставщиками цену просто невозможно произвести качественный продукт. Тем более что для крупных производителей сырьё значительно дешевле, чем для мелких, а сырьё — это 80% себестоимости. Поэтому когда маленькая компания с оборотом в сотни раз меньше, чем у нас, выигрывает торги, возникает вопрос, а что в этом «ГОСТе»? Что едят наши дети?

Кроме того, как отметил Ремета, контракты заключаются на год, а за этот период цена на некоторые виды сырья может вырасти до 70%. Что в таких условиях происходит? Меняются ингредиенты и качество сырья, из которого делается поставляемая продукция.

Кто же должен следить за качеством продуктов для детского питания?

По факту — никто не следит. Должен следить заказчик, то есть та же заведующая. И здесь, как сообщил Денис Афанасьев, возникает конфликт интересов.

— По идее, инициативу проверок качества должен проявлять заказчик, но это в теории. На практике происходит по-другому. У заведующей детским садом всё-таки задача номер один — это воспитательный процесс. Ей хочется получить продукт, который соответствует всем документам, по которым выиграл поставщик, и забыть про это. Если вдруг у неё возникают подозрения по поводу качества этой продукции, откуда у неё деньги, чтобы организовать проверку? Их нет в бюджете. Допустим, она нашла деньги или родители скинулись, и выявлен фальсификат. Дальше, по идее, заведующая должна потребовать от поставщика прекратить поставки продукта. Но тогда чем она завтра будет кормить детей? Круг замкнулся. Она заинтересована в проверках качества с моральной точки зрения, но с точки зрения организации процесса она завтра останется без продуктов и сама же окажется виноватой. Получается, она сама пилит сук, на котором сидит.

При этом при выборе поставщика у заказчика, по сути, выбора и нет: 44 ФЗ обязывает его заключить договор с тем, кто предложит меньшую цену.

— Мы просто играем по разным правилам. Мы, добросовестные производители, не можем поставлять продукты в муниципальные учреждения, потому что побеждают производители фальсификата. И это имеет массовый характер! Наши дети в Ростове кушают фальсификат! Это факт! И мы не можем найти конец этого клубка, чтоб его распутать. И куда бы мы ни обращались, слышим только одно: мы соблюдаем действующее законодательство.

При этом стоит отметить, что Роспотребнадзор может проводить только плановые проверки или же реагировать на обращение, например, родителей. Но узнать, что ребёнка кормят фальсификатом, практически невозможно, если, конечно, он не схлопотал пищевое отравление.

Так что же делать?

О несовершенстве 44-го ФЗ говорить можно бесконечно, и не только в сфере закупок для детских учреждений. Его уже много раз правили, но лучше он от этого не стал. Однако и альтернативы не придумано.

Как сообщила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Светлана Абдулазизова, в октябре прошлого года ТПП направила в администрацию Ростова записку с предложениями по улучшению ситуации.

Например, предложено при составлении конкурсной документации в технических заданиях делать одинаковые описания определённых товаров, чтобы участвовать в торгах мог более широкий круг производителей и поставщиков и технические задания нельзя было подогнать под конкретного участника.

Кроме того, необходимо чётко определить перечень продуктов, которые ежегодно закупаются, — существуют СанПиНы, которые определяют, чем именно нужно кормить детей в школах и детских садах.

Кроме того, закон даже позволяет указывать в конкурсной документации дополнительные критерии.

— Можно внести в неё требование наличия региональных сертификатов, например «Сделано на Дону», которые при равных условиях будут давать участникам торгов преимущество. Во-первых, это позволит гарантировать качество, так как сертификаты получают только товары, прошедшие жёсткий контроль, а во-вторых, это повысит интерес к сертификации, — отметила Светлана Абдулазизова.

Кроме того, к контролю качества закупаемых товаров предложено привлекать независимых экспертов. ТПП выразила готовность проводить такую экспертизу за символическую плату.

Как пояснила Абдулазизова, за плату, потому что неоплаченная экспертиза не может быть принята в суде как доказательство.

Примет ли администрация Ростова рекомендации, пока неизвестно. Участники сошлись в одном: главное — предать проблему гласности, чтобы власть имущие проявили волю и постарались навести порядок в закупках продуктов, которыми кормят детей.

Алина Ключко

Облако тегов: Глава государства Новости Азова Новости Волгодонска

Источник: rostov-nd.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ